Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Одной из обязанностей работодателя является обеспечение безопасных условий труда, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, установленным в статье 212 ТК РФ.

Специальная оценка условий труда представляет комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Эксперты и иные сотрудники организации, проводящие специальную оценку условий труда, в комиссию по проведению специальной оценки условий труда не включаются. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями 426-ФЗ.


Специальная оценка условий труда предусматривает:

  • идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса
  • проведение измерений и оценок уровней вредных и (или) опасных производственных факторов
  • распределение условий труда на рабочих местах по классам (оптимальные, допустимые, вредные, опасные)
  • использование для специальной оценки условий труда результатов производственного контроля

  • оформление результатов специальной оценки условий труда


В отношении рабочих мест, на которых по результатам специальной оценки условий труда вредные или опасные условия труда не будут выявлены, работодатель сможет по заключению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, подать в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, действительную в течении 5 лет. По их истечении в случае отсутствия на предприятии в указанный период несчастных случаев и профессиональных заболеваний срок действия декларации будет продлеваться еще на пять лет.



Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчёта о её проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

  1. сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов
  2. перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах
  3. карты специальной оценки условий труда
  4. протоколы проведения испытаний и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов
  5. протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты
  6. протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения испытаний и измерений (при наличии такого решения)
  7. сводная ведомость специальной оценки условий труда
  8. перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда
  9. заключение эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда

Результаты проведения специальной оценки условий труда носят универсальный характер и могут использоваться в различных целях, основные из которых:

  • установление размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Основной принцип: чем безопасней труд, тем ниже страховой взнос! Дополнительный тариф страховых взносов в ПФР будет жестко привязан к классу условий труда, выявленному на рабочих местах по результатам спецоценки (ст. 13 421-ФЗ от 28.12.2013г. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»)
  • установление объема гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени). Основной принцип: чем опасней труд, тем выше компенсация! (ст. 67_1, ст. 117 421-ФЗ)
  • сохранение работникам достигнутого по состоянию на декабрь 2013г. объема предоставляемых гарантий и компенсаций, при условии их занятости во вредных и (или) опасных условиях труда, явившихся основанием для предоставления гарантий и компенсаций (ст. 15 421-ФЗ)
  • разработка и реализация мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Основной целью введения специальной оценки условий труда является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленных законодательством механизмов освобождения работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов в ПФР и предоставления предусмотренных им гарантий и компенсаций работникам с одновременным формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.


Штрафы

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 руб. до 10000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 руб. до 10000 рублей; на юридических лиц – от 60000 руб. до 80000 рублей.